PDA

Просмотр полной версии : Россия Небольшой ликбез по общению со страховыми компаниями в случае наступления стр. случая


Advocat
09.11.2011, 14:50
Чем хуже погода – тем больше аварий и… претензий к автостраховщикам. Как добиться восстановления пострадавшей машины с наименьшими затратами времени и нервов? Разберем самые распространенные проблемные ситуации из практики.

Если страховщик жалеет денег

Одна из самых частых жалоб – на "жадность" автостраховщиков. Так, например, москвичке Елене при первой встрече – на месте ДТП – приехавший сотрудник страховой пообещал, что по ОСАГО выплатят 35 тысяч рублей. После окончательного оформления документов сумма "усохла" до 23-х тысяч. А в автосервисе развели руками: меньше чем за 40 тысяч ремонтировать не возьмемся. Что делать в таком случае?

Ответ дает статья 12 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ, последняя редакция – от 11.07.2011). Согласно пункту 4, если у страховщика и потерпевшего имеются разногласия о размере страховой выплаты, СК обязана организовать по просьбе автовладельца независимую оценочную экспертизу. Такая экспертиза должна быть проведена в срок не более чем пять рабочих дней со дня обращения потерпевшего, кроме случаев, когда автовладелец и страховщик согласовали иной срок (п. 3 ст. 12).

Если СК тянет резину, вы можете провести независимую экспертизу за свой счет, представить заключение страховщику и потребовать возмещения ваших расходов на оплату экспертизы. Ссылайтесь на п. 5 ст. 12 упомянутого закона.

Что касается страхования КАСКО, то специального закона о нем не существует – применяются общие нормы о страховании, предусмотренные главой 48 Гражданского кодекса РФ. А также могут использоваться положения Закона об ОСАГО – по аналогии. Если вы не согласны с суммой выплат, назначенных страховщиком в рамках КАСКО, можете смело использовать алгоритм, описанный выше.

Совет: если вы самостоятельно обращаетесь за оценочной экспертизой, практикующие адвокаты рекомендуют предварительно направить в СК телеграмму-уведомление о дате и месте проведения экспертизы.

Для справки: максимальный размер страховой выплаты в случае повреждения автомобиля по ОСАГО на сегодня составляет 120 тысяч рублей. При страховании КАСКО страховая сумма определяется конкретным договором страхования.

Сколько можно ждать?

Даже те, кто готов примириться с суммой страховой выплаты, часто жалуются на типичную проблему номер два: затягивание перевода денег. На практике это нередко выливается в долгие месяцы. Что говорит закон?

Если вам положена выплата по ОСАГО, то страховщик обязан рассмотреть документы, принять решение и обеспечить перевод денег в течение 30 календарных дней (ст. 13 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). За каждый день просрочки автовладельцу "капает" неустойка в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центробанка РФ (на сегодня эта ставка составляет 8,25% годовых).

Чтобы расшевелить медлительного страховщика, специалисты советуют оформлять претензию со ссылкой на данные правила. Также указывайте, что в случае, если ваши требования не будут выполнены в установленный законом срок, вы обратитесь в соответствующие контрольно-надзорные органы и далее в суд. К упомянутым органам относится, в частности, Росстрахнадзор, куда можно отправить жалобу на страховую компанию в том числе по электронной почте (как показывает практика, сейчас чиновники нередко более внимательно и оперативно реагируют именно на такой "продвинутый" способ обращений).

Сроки выплат по КАСКО определяются правилами страхования, которые являются приложением к договору с конкретной компанией-страховщиком. В случае нарушения сроков вы также можете применять описанный алгоритм. При этом требование о неустойке обосновывается статьей 395 ГК РФ. Согласно ей размер неустойки равен ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Если машина застряла в ремонте

Закон об ОСАГО предусматривает, что страховщик по согласованию с потерпевшим и на условиях, указанных в договоре, может в счет страховой выплаты организовать ремонт поврежденного авто. При КАСКО ремонт нередко прописывают в договорах "автоматом". И почти каждый третий автовладелец сталкивается с третьей основной проблемой: затягивание сроков ремонта.

Кстати, эксперты отмечают, что ничего удивительного здесь нет. Автосервисы нередко задвигают "страховые" автомобили на задний план, потому что понимают: по договору с СК вы жестко привязаны к этой ремонтной фирме, никуда от нее не уйдете, так что бороться за клиента нет необходимости. А вот как бороться за свои права самому "страховому" клиенту?

Если изначально вам не выдали заказ-наряд со сроком выполнения ремонтных работ и этот срок не прописан в правилах страхования, действуем так. Сначала ожидаем окончания ремонта в течение разумного срока, который зависит от характера повреждения авто (в среднем это обычно может занимать максимум до месяца). Затем передаем претензию страховщику с указанием, что обязательство, не исполненное в разумный срок, должно быть выполнено в течение 7 дней со дня предъявления требования на основании ст. 314 Гражданского кодекса РФ. Также упоминаем, что при нарушении ваших прав и предписаний закона к разбирательству будут привлечены соответствующие контрольно-надзорные органы (см. выше) и суд.

На заметку: некоторые адвокаты, в частности, руководитель юридической службы Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий, считают, что в такой ситуации также можно обращаться с претензией непосредственно в автосервис. Согласно Преамбуле к Закону «О защите прав потребителей» потребителем является, в том числе, гражданин, который непосредственно использует результаты работ и услуг для собственных нужд, даже если лично не заключал договор с исполнителем. Исходя из этого, автовладелец вправе требовать от сервиса своевременного ремонта и выплаты неустойки за просрочку, ссылаясь на ст. 28 Закона о правах потребителей

Alex Napoli
22.05.2012, 10:53
Может не по адресу. Автомобиль застрахован по КАСКО. Произошел страховой случай, собрал справки(в данном случае съездил в гаи поставил печать), в страховой компании получил направление на ремонт на станцию. Через две недели еду забирать автомобиль из ремонта (сегодня). Получается следующая картина: фары стоят криво, бампер перекошен, на самом бампере царапина, крыло не подогнано, зазоры.
Из перечня запасных частей к замене, озвученных страховой компанией при разговоре по телефону, не нашел радиатора кондиционера, сигналов и еще всякой мелочи. Автосервис документы по согласованию ремонта предоставлять не хочет.
В итоге авто забирать не стал, оставил для исправления косяков. Я уверен, что при следующей моей попытке забрать машину, вылезут очередные недоделки.
1. Как надавить на сервис что бы исправили и сделали всё как надо?
2. Как получить список работ и запчастей согласованных страховой компанией для сравнения? тк с меня сервис требует оплату за дополнительные работы якобы не согласованные со страховой компанией.