PDA

Просмотр полной версии : Осторожно – на дороге дети!


Aleks1970
08.07.2008, 06:51
Поведение детей на дороге.
Первое, что необходимо раз и навсегда запомнить, это то, что дети нарушают Правила дорожного движения (ПДД) по примеру взрослых. Чаще всего юные участники дорожного движения просто повторяют то, что делали старшие в похожих условиях.

Необходимо знать, что все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе чем взрослые переходят через дорогу. Взрослые, еще подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. За первое полугодие 2003 года на территории только Выборгского района Санкт-Петербурга произошло 41 дорожно-транспортное происшествие с участием детей, в которых пострадали 39 несовершеннолетних, 18 из которых – учащиеся, причем получили ранения 12 мальчиков и 6 девочек. Почти все дети пострадали по собственной неосторожности.

Поведение ребенка и в жизни и, соответственно, на дороге, зависит от многих факторов. Основную роль здесь играют природные данные. Например, свойственное маленьким детям "туннельное зрение", когда юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд. Многие психофизиологические особенности несовершеннолетних делают их поведение непредсказуемым. Так, ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает чревато серьезными последствиями, в особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретается не ранее чем в 7-летнем возрасте.

Дети до 4-х лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Кроме того, поведение детей базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно также, как и их игрушечные автомобили.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост маленького пешехода – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет – около 110 см, поэтому из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки, поэтому ребенок может не обратить внимания на звук приближающегося автомобиля. Внимание детей избирательно и направлено, преимущественно, на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и, в меньшей мере, руководствуется правилами. Детям (впрочем, как и взрослым), свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое "стадное" чувство: "вести себя так же, как и другие". Кроме того, на детей большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, образуется замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Выходом из этой ситуации может быть, с одной стороны, система формирования у детей навыков безопасного преодоления проезжей части, с другой стороны, у водителей навыков компенсации ошибок детей. Если мы, водители, будем хоть немного больше знать о психических и физиологических особенностях несовершеннолетних участников движения, то сможем предотвратить намного больше нежелательных ситуаций на дороге, и как следствие, сберечь чьи-то жизни, здоровье и свои нервные клетки.

RustyTankard
19.03.2009, 14:35
Уважаемые комрады, завтра-послезавтра начинаются весенние каникулы у школьников, ребятишки в большом количестве высыпят на улицы и ничего не видя будут бегать, выскакивая совершенно внезапно из ниоткуда, через дороги.

Будьте внимательны!

Всем удачи!:vawe: