|
|
|
![]() |
Загрузить фото |
![]() |
Правила форума |
|
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
Наш человекЪ
Пять тысяч вёрст не крюк ![]() Город: Сургут (ХМАО)
Touareg NF 3.6 V6FSI
Регистрация: 29.09.2009
Сообщений: 5,492
Поблагодарил(а): 5,513
Благодарностей: 7,901
Изображений в галерее: 13
Репутация:
12593
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
29.09.2012
НЕФТЕЮГАНСК НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Эти выходные было решено посвятить "нашим" городам… А то стыдно ![]() Еще где-то месяц назад, а точнее перед поездкой в деревню Русскинская 25 августа я штудировала Интернет на предмет того, какие же музеи помимо краеведческого есть в Сургуте и с О-О-О-ОЧЕНЬ большим удивлением узнала о существовании музея в Нефтеюганске… Определение конкретных мест посещения по нашим двум городам было поделено "по братски" со Стичем: Леша "ответственный" за его родной город – Нефтеюганск, я, соответственно, - за Сургут… Суббота была посвящена Нефтеюганску… Главнокомандующий - Стич... Началось все с проверки давления в колесах… ![]() На этот раз "наша группа" была в меньшем составе, но к нам ненадолго присоединился gtoras – вроде местный житель, но тоже НИ РАЗУ НЕ БЫВАВШИЙ в этом музее… ![]() Информационный блок Музей реки Обь… М-да… В музее реки Обь как-то "не особо про реку Обь"… Чуть-чуть о Нефтеюганском районе… Быт хантов… Природа края… Поэтому фоток у меня мало… И экскурсовода тоже не было, так как экскурсии проводят только в будние дни… ![]() Итак… Территория современного Нефтеюганского района – овеянный легендами Салымский край – частичка древней Югры, освоенной человеком много веков назад. Первые сведения об Югре появились в русских летописях в конце XI века. Русифицированное название "Югра" произошло, вероятно от коми "егра" (угры) – так приуральские народы называли угорские племена, близкие по языку и культуре приобским вогулам (манси) и остякам (ханты). Позже "югрой" стали называть все население севера Западной Сибири. Страна лесов и болот, полноводных рек и заливных лугов издавна привлекала не только торговых людей, охочих до пушных богатств, не только завоевателей, стремившихся подчинить немногочисленные вогульские и остяцкие племена, но и путешественников, исследователей удивительной культуры древних народов, живущих в единении с суровой природой, создавших самобытный уклад жизни. В середине XX столетия на этой земле были открыты богатые месторождения нефти. Началось бурное промышленное освоение региона, представители многих национальностей принесли сюда свои культурные традиции. Но с неотвратимым ходом истории все сильнее у жителей края желание познать истоки – наследие легендарной Югры, бережное сохранение и изучение которого позволит, быть может, нам, Сегодняшним, жить в согласии с окружающим миром. Традиционный хозяйственный комплекс хантов Салымского края включает рыболовство, охоту, животноводство (в прежние времена – разведение крупного рогатого скота у салымских, оленеводство – у юганских хантов) и собирательство. Занятия чередуются в рамках одного хозяйства в зависимости от смены времен года. Традиционные хантыйские поселения (юрты) состоят из жилых и хозяйственных построек (свайных и наземных амбаров). Кроме того, около дома располагаются различные помосты и вешала для сушки рыбы, хлебные печи, печи – калташихи (с вмазанным котлом), загоны для скота, бани. Жизненно важное значение имеет домашнее производство – изготовление различного рода средств передвижения, одежды, утвари, приспособлений для охоты и рыбной ловли. Используются различные материалы, прежде всего те, которые предоставляет сама природа. Веками складывались навыки их обработки, набор инструментов. Как правило, обработкой твердых материалов (дерева, кости, металла) занимаются мужчины, мягких (шкур, бересты) – женщины. Ханты – малочисленный народ севера Сибири (22,5 тысячи человек), близкородственный манси. Для обозначения этих народов используется название обские угры. Язык их относится к угорской группе уральской языковой семьи. Культура обских угров неоднородна: она включает традиции аборигенных (северных) племен и пришлых с юга угров-скотоводов. До 1930-х годов по отношению к хантам употреблялся этноним "остяки". Современное название "ханты" образовано от самоназвания народа хантэ, кантах. В настоящее время ханты населяют бассейн Средней и Нижней Оби с притоками Васюган, Юган (малый и Большой), Вах, Аган, Тромъ-еган, Пим, Салым, Назым и др., а также бассейн Нижнего Иртыша с притоками Конда и Демьянка. В хозяйственных занятиях, материальной и духовной культуре, формах социальной организации, языке и фольклоре различных групп хантов имеются существенные различия. Основные этнографические группы хантов – северные, южные и восточные – делятся на более мелкие, называемые обычно по реке, в бассейне которой они проживают – аганские, казымские, ваховские, юганские, салымские и т.д. Территорию Нефтеюганского района населяют две группы хантов – салымская и юганская. Салымских хантов можно считать аборигенами края, так как они расселились здесь раньше всех остальных этнических групп, и их формирование происходило на этой территории. Юганские ханты переселились на территорию современного Нефтеюганского района в 30-е годы нашего столетия. Эти две группы хантов отличаются друг от друга по языку, хозяйству, культуре и быту. Различаются они по степени сохранения традиционной культуры. Салымские ханты уже к началу XX века значительно обрусели, утратив специфические черты национальной культуры и язык. Сейчас большая часть салымских хантов проживает в поселках, лишь немногие из них заняты в традиционных отраслях хозяйства. Юганские ханты живут по стойбищам из 1-3 семей, сохраняют язык, приверженность традиционным формам хозяйства, быта и культуры. Информационный блок "У современных остяков мир духов очень богат, настолько богат, что, наверное, никогда никому не удастся выявить число и имена всех этих духов, являющихся… предметом почитания." .................................................. ...К.Ф.Карьялайнен Духовный пантеон салымских хантов весьма обширен – в него входят и вотчинники – герои промыслового культа, и личные, семейные духи - покровители, и тонхи – покровители отдельных территорий. Святилище Ай-ега-ики в юртах Совкуниных на Малом Салыме сохранилось до наших дней с XVIII века, когда на этом месте был возведен первый священный "амбар" – земной дом тонхов – и изготовлены их деревянные изображения. Святилище функционировало не только как культовый центр клана, общины, но и как духовный. Оно олицетворяло прямую связь каждого соплеменника со своим историческим прошлым, с землей, на которой он живет, и угодьями, которые его кормят. Через культ Ай-ега-ики, легендарного богатыря, хозяина и охранителя Малого Салыма, закреплялось историческое право на эту землю. Молодое поколение воспитывалось здесь через почитание великого предка, в традициях уважения к взрослым и старикам не только как родственникам, но и как к носителям жизненно важной информации и опыта. После музея мы подъехали к памятнику "Воину-освободителю". Памятник высотой 10,2 метра выполнен из бетона и установлен в центре города в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сделав перерыв на кофе-поболтать… Информационный блок "Люди, факты, события, даты Составляют истории нить. Все, что есть и что было когда-то Наша память должна сохранить..." .............................Е.Петропавловский …мы поехали дальше к "Историко-архитектурному комплексу Усть-Балык", расположенному в исторической части города. 16 октября 1967 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ "О преобразовании рабочего поселка Нефтеюганск Сургутского района Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области в город окружного подчинения, сохранив за ним прежнее название" А история будущего города началась в 1961 году... В один из жарких дней июля на берег Юганской Оби близ Усть-Балыкских юрт высадился отряд геологоразведчиков, возглавляемый М.И.Ветровым, с бригадой плотников под руководством К.А. Иванченко. Поселок назвали Партсъездовский, в честь ХХ съезда КПСС. Начали строить со школы, и 1 сентября 13 человек пришли в класс маленького деревянного домика к первой учительнице Лилии Федоровне Исаевой. В неизмеримо трудных условиях работали разведчики недр, но уже через несколько месяцев 5 октября, в канун исторического XXII съезда КПСС над Усть-Балыком поднялся первый нефтяной фонтан. Таких в Тюменской области еще не было. О богатейших запасах Усть-Балыка заговорили по всей стране. Отовсюду потянулись на малую землю люди. Поселок было решено переименовать в Нефтеюганский, объединив в этом слове "Черное золото" Сибири и Юганскую Обь. На территории комплекса установлена ротонда с надписью "Город, рожденный нефтью". В центре ротонды установлен чугунный барельеф "Роза ветров" с нанесенными на него названием города и географическими координатами г.Нефтеюганска… Там же установлена 900-килограммовая скульптура "Медведь", являющаяся символом города, изображенным на гербе г.Нефтеюганска… Информационный блок Рядом с медведем - скамья примирения. По замыслу ее создателей, поссорившиеся влюбленные, рассевшись по краям скамейки, под действием законов физики, съезжаются друг к другу и примиряются… Ну, а далее расположена "Аллея новобрачных", представляющая собой архитектурный комплекс, состоящий из нескольких элементов: "Приветственная арка" - металлическая кованая ажурная арка с названием в верхней части, украшенная голубями и шестью фонарями подсветки… Информационный блок "Пергола" - металлическая кованая ажурная конструкция из нескольких арок, соединенных между собой, украшенная коваными ветвями и листьями лозы. В верхней части установлены флюгеры в виде амуров… Пергола (от итальянского pergola) - устройство, наборная конструкция из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. "Камни" - 7 различных по высоте гранитных полированных камней овальной формы с обработанными боковыми сторонами и плоской площадкой вверху. "Кованый мост" через стилизованный извилистый ручей, выполненный из камней, символизирующий препятствие на пути влюбленных к счастью… В конце аллеи расположены бронзовая Скульптурная композиция святым Петру и Февронии, символизирующая бессмертие любви и супружеской преданности, и металлическое кованое ажурное дерево желаний, на которое привязывают ленточки по древнему обычаю загадывания желаний… Информационный блок О Петре и Февронии уже упоминала в фотоотчете Мое зимнее путешествие по городам Золотого кольца России...: Цитата:
Муромская земля имеет особую благодать укреплять семейные союзы: наверное, только здесь можно найти раки, где святые пребывают семьями: Святые Константин, Михаил и Федор – отец и двое сыновей, святые благоверные супруги Петр и Февронья – невзирая на то, что церковь не приветствует захоронение разнополых монахов рядом, они похоронены в одном гробу…
Материал изготовления скульптуры – бронза. Материал изготовления постамента – гранит сорта "Imperial red", добытый и обработанный на месторождении в провинции Гуанчжоу, Китай. Стилистика исполнения скульптуры соответствует исторической эпохе жизни Святых Петра и Февронии. Высота скульптуры 2,5 метра. Информационный блок На постаменте установлены три бронзовые таблички: с названием скульптурной композиции, с молитвой Святым благоверным Петру и Февронии и с отрывком из Евангелия о семье и браке… Информационный блок Рядом расположена Церковь Сошествия Святого Духа постройки между 1992 и 1997 годами… Информационный блок На этом наша культурная часть по славному городу Нефтеюганску завершилась. Заехали в торговый центр на предмет пополнения моей коллекции тарелочек и магнитиков ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Последний раз редактировалось Agu; 13.10.2012 в 17:58. |
|
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Поблагодарили: | Ale61 (08.10.2012), Призрачный гонщик (06.07.2013) |
|
|
|
|