|
|
|
28.05.2014, 14:28 (13:28) | #1 |
Пользователь
Город: Калининград
Регистрация: 25.07.2008
Сообщений: 138
Поблагодарил(а): 302
Благодарностей: 184
Репутация:
384
|
Психология вождения: почему мы так ездим?
Прочитал статью и узнал себя практически во всех случаях не адекватного поведения на дороге, действительно порой становишься другим человеком за рулем и начинаешь сам себя бояться......
Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем по безопасности. Речь пойдет о психологии участников движения. Каждый водитель знает ПДД и понимает, к чему может привести пренебрежение техникой безопасности. Но при этом выезд на дорогу почему-то превращается в стресс, а агрессия водителей превышает все мыслимые пределы. Почему? Ответ на этот вопрос мы собираемся дать в цикле публикаций о психологии вождения. В данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и навязывать какую-то точку зрения. Мы приглашаем к диалогу каждого читателя. Всех. ЛИЧНО ВАС! Мы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получится. И, прежде всего, просим воспринять информацию ниже как разговор по душам. Думаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко меняется, когда они садятся за руль. Вроде бы, только что был нормальный человек, здоровался и смеялся со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращается в настоящее чудовище, хамящее окружающим. Почему так происходит? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на Западе понятием «Дорожная ярость» или Road rage всерьез занимаются целые институты! Но для начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. С кем она произошла? Кто был за рулём — мужчина или женщина? Каким автомобилем управлял ваш «обидчик»? Запомнили ли вы марку, модель и цвет? Возможно, по номерам вы поняли, что водитель, был из другого региона? Или он явно отличался социальным статусом? А может, это вообще был пешеход? Вспомнили? Скорее всего, ваше описание состояло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнения, что вы сердились на водителя того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас... Причина первая: свои и чужие Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же. Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку. Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение. Причина вторая: анонимность и «чувство защищенности» Речь идет об анонимности — согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Но, находясь в машине, мы чувствуем себя абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позволяет делать весьма странные вещи с точки зрения морали. А в большом городе анонимность действий только увеличивается! Психологами доказано, что общественная мораль в деревнях гораздо выше просто из-за меньшего количества населения: в случае какого-либо происшествия о нем быстрее узнают, в то время как в городе человек постоянно сталкивается с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни. Эта же тотальная анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно. «Если человек ругается наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоциям, — поясняет заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Еникопов. — Но если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту. А их мы видим регулярно, и заканчиваются они драками или еще чем похуже. Поэтому нужно понимать, когда можно ругаться, а когда — нельзя». Психология вождения: почему мы так ездим? - Фото 4 «А что делать, если видишь, как нарушают, но не можешь привлечь автохама к ответственности?», — спросит добропорядочный автолюбитель. Во многих странах этот вопрос решили силами самих граждан. К примеру, в США действует так называемый «Соседский дозор» — программа, согласно которой жители незамедлительно информируют полицию о подозрительных личностях или действиях, причем нарушения ПДД к ним тоже относятся. Схожие программы есть и в Европе. В России же пока только обсуждается возможность привлекать водителей к ответственностям по записям с видеорегистраторов. Убеждены — это единственный возможный выход из данной ситуации, ведь надеяться, что навести порядок на дорогах можно исключительно силами ГИБДД без активного гражданского участия, по меньшей мере, наивно Влияет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. «Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть». Причина третья: пробки Но нарушения правил — не единственная причина конфликтов на дороге. Не меньше мы раздражаемся из-за пробок. Злость из-за того, что несколько железных «коробок» стоят плотно друг к другу, может показаться странной и даже нелепой. Однако современный человек зачастую приходит в ярость. Почему? Опоздания на работу, сорванные договоренности, не состоявшиеся свидания и просто потерянное время — это не собственно причина раздражения за рулем, а лишь последствия пробки. А вот поводы для раздражения схожи с теми, что возникают... в обычной очереди. Становясь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придется потратить. Что будет делать этот клиент? Хочет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый ряд вопросов? Как долго пробудет у врача пациентка — пять минут или полчаса? Мы лишены информации! Причем чем ближе наша очередь, тем больше её важность для нас, ведь мы стоим уже давно. «Куда прёшь, я здесь уже час торчу!», — вам это знакомо? Раздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хотя, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Точно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди. «Да что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», — кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкался. Через полминуты, когда он занял «поул-позишн» у стоп-линии, картина меняется. «Да хорош гудеть, только сигнал поменялся, ну что за люди?!», — восклицает он же. Двойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? И да, и нет — считает Том Вандербильдт. Ведь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главная причина нашего раздражения за рулём — необъективная оценка собственных сил. «Существуют лишь две области, в которых мужчина никогда не признает себя некомпетентным: вождение автомобиля и секс», — сказал как-то бывший гонщик Формулы 1 Стирлинг Крофард Мосс. По данным большого количества исследований, проведенных от США до Франции и Новой Зеландии и собранных учёным Д. Уолтоном, большинство автомобилистов считают свои навыки вождения значительно выше «среднего уровня». Но при этом то же большинство утверждает, что градус агрессии на дорогах увеличивается. Хороших водителей стало больше, но они стали злее? Похоже на парадокс. Но на самом деле, водители просто переоценивают собственные навыки! Мы не можем взглянуть на всю поездку со стороны, а ведь, скажем, футболисты обязательно просматривают видеозаписи собственных игр и тренировок, чтобы знать, над чем работать. «Опять какой-то дурак на дороге попался!». А может, не он дурак, а это ты сам не включил «поворотник», чем вызвал агрессию? Ведь часто мы срываемся на других, забывая предъявить высокие требования прежде всего к самим себе. И не забываем — знаний много не бывает. А о том, почему важно дополнительное обучение, вы можете узнать в статье «Учиться? Не хочу, не буду...». Причина четвертая: дороги Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт. О том, как существенно повысить комфорт передвижения по дорогам небольшими средствами, вы можете узнать из статьи «Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений». Причина пятая: автопроизводители Но есть и еще один момент — порой агрессию провоцируют сами производители. Посмотрите на эту рекламу. Ее авторы поощряли агрессию за рулем! Не похоже, что это озаботило ГИБДД, ведь щиты и билборды висели вдоль дорог продолжительное время. Молчаливо одобряет такой взгляд на мир и общество — начиная от убежденности, что именно так и надо себя вести и кто сильнее — тот и прав (помните знаменитое выражение из Брата-2 «Куплю всех!»), заканчивая пассивным взглядом на вещи в стиле «Ну что мы можем изменить?». Примеры такой «асоциальщины» надо запомнить и... дружно посмеяться! Вы только посмотрите, насколько это нелепо! Пройдет лет двадцать, и «крутые чёрные джипы» и их «хозяева», выталкивающие всех с дороги, будут восприниматься с таким же юмором, как «новые русские» в малиновых пиджаках. Сомневаться, что все будет именно так, не стоит — в конце концов, научились же мы есть вилкой и пользоваться носовым платком, даже если некоторые активно этому сопротивляются до сих пор. В общем, добро обязательно победит! ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Эксперты отвечают однозначно — автохамов и агрессию за рулём надо... игнорировать. «Нужно стараться не ввязываться в конфликт. Ничего не пытаться доказать ему. В действиях автохамов нет никакой логики и никаких правил. Играть по ним невозможно. Поэтому лучше даже и не начинать спор. Бессмысленно портить себе настроение», — поясняет Сергей Еникопов. В народе даже появилось правило трех «Д»: «Дай Дорогу Дураку»! Но клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах. А потому мы предлагаем вам новую формулу — правило трех «П»: «Пойми, Пропусти, Помоги!». Историческая справка Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире. После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение. Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальном институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём — сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель. http://auto.mail.ru/article/46658-ps..._my_tak_ezdim/ |
28.05.2014, 15:35 (22:35) | #2 |
Почетный мембер
Город: http://stop-gok.ru/
Touareg 5.0 V10TDI
Регистрация: 17.08.2009
Сообщений: 2,128
Поблагодарил(а): 30,195
Благодарностей: 17,859
Репутация:
22490
|
Цитата:
Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.
|
Поблагодарили: | Серый V10 (29.05.2014) |
28.05.2014, 16:29 (16:29) | #4 |
Езжу по ПДД
Город: Тверь
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 03.12.2010
Сообщений: 2,053
Поблагодарил(а): 4,858
Благодарностей: 3,204
Изображений в галерее: 4
Репутация:
4779
|
Какие люди в жизни, такие и за рулем. И борзеют по чуток не оттого, что проспекты стали широкими
|
Поблагодарили: | RыжаЯ (28.05.2014) |
28.05.2014, 17:03 (17:03) | #5 |
Бывалый
Город: Санкт-Петербург
Touareg NF 3.0 V6TDI Exclusive
Регистрация: 02.08.2012
Сообщений: 1,048
Поблагодарил(а): 408
Благодарностей: 449
Репутация:
524
|
А как вы оцениваете ваших окружающих, Тверских водителей?
Мой личный опыт, к сожалению говорит, что хуже тверских, только карельские. |
Поблагодарили: | stas34 (16.06.2014) |
28.05.2014, 18:05 (18:05) | #6 |
Езжу по ПДД
Город: Тверь
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 03.12.2010
Сообщений: 2,053
Поблагодарил(а): 4,858
Благодарностей: 3,204
Изображений в галерее: 4
Репутация:
4779
|
GonzaleS, козлы. И не тока водители
Есть исключения, они редки и поэтому ценны! Можно проехать две тыщи км без единного аварийного случая по неск странам и при въезде в тверь в 4 утра неадекватов встречать бесконечно, только и уворачивайся |
28.05.2014, 18:21 (18:21) | #7 |
Одинокий Рейнджер
Город: Калининград-Ставрополь
Touareg 2.5 R5TDI Exclusive
Регистрация: 13.11.2013
Сообщений: 2,285
Поблагодарил(а): 2,107
Благодарностей: 2,331
Изображений в галерее: 11
Репутация:
3356
|
Цитата:
Мой личный опыт, к сожалению говорит, что хуже тверских, только карельские.
|
28.05.2014, 19:30 (19:30) | #8 |
Местный
Город: Вязники
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 19.08.2013
Сообщений: 199
Поблагодарил(а): 326
Благодарностей: 103
Репутация:
128
|
Ангара, Тверь нормальные водители))))
elisej1985, Ставрополь, Пятигорск, Мин Воды тоже норм)))), самое агрессивное движение это Н.Новгород,и Ростов на Дону, много где был, есть с чем сравнить) |
28.05.2014, 21:55 (21:55) | #9 |
Пользователь
Город: Саранск
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 05.09.2013
Сообщений: 178
Поблагодарил(а): 627
Благодарностей: 552
Репутация:
652
|
сергей130, насчет Нижнего не соглашусь, когда там был первый раз, то после Саранска, пребывал в приятном удивлении. Особенно, когда затупил на площади Лядова, и меня спокойно пропустили в плотно стоящий ряд на мост. И на проспекте Гагарина, включаешь поворотник, тебя спокойно пропускают. От Нижнего только положительные эмоции.
|
28.05.2014, 23:57 (23:57) | #11 |
Инженер
Город: Санкт-Петербург
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 8,116
Поблагодарил(а): 45,012
Благодарностей: 38,830
Репутация:
52634
|
Бабы никогда не пропустят. Для них это унизительно, наверное. Ну и класс/марка автомобиля имеет определяющее значение на дороге.
|
Поблагодарили: | Black Jack (01.06.2014), GonzaleS (29.05.2014), Серый V10 (29.05.2014), Челябинский Мужик (29.05.2014) |
29.05.2014, 00:20 (00:20) | #12 |
Бывалый
Город: Санкт-Петербург
Touareg NF 3.0 V6TDI Exclusive
Регистрация: 02.08.2012
Сообщений: 1,048
Поблагодарил(а): 408
Благодарностей: 449
Репутация:
524
|
Цитата:
Бабы никогда не пропустят. Для них это унизительно, наверное. Ну и класс/марка автомобиля имеет определяющее значение на дороге.
Но они подтверждают правило) Цитата:
GonzaleS, козлы. И не тока водители
Есть исключения, они редки и поэтому ценны! Можно проехать две тыщи км без единного аварийного случая по неск странам и при въезде в тверь в 4 утра неадекватов встречать бесконечно, только и уворачивайся А то один в мае затаранил (легонько, полиролькой снял с расширителя арки краску, на диске царапка мелкая) меня, да так, что дверь и порог ему красить надо.. Орал, что на Туареге всё можно. На сотрудниов ГИБДД орал тоже) Записи с регистратора не поверил. Вину не признал. Ужасный фокусник... Ну, благо, недавно из Тверского Гибдд пришел бумага, что он виноват. А Гаишникам Тверским спасибо, всё дело час заняло, быстро и четко сработали. А до этого только каки про них слышал. З.Ы. А в Москве самой в этот раз как-то поездил, и не напрягся даже. Все аккуратно и вежливо. Пропускали даже))) Может из-за выходных... |
Поблагодарили: | Ангара (29.05.2014) |
29.05.2014, 00:30 (00:30) | #13 |
Езжу по ПДД
Город: Тверь
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 03.12.2010
Сообщений: 2,053
Поблагодарил(а): 4,858
Благодарностей: 3,204
Изображений в галерее: 4
Репутация:
4779
|
Цитата:
Ангара, Тверь нормальные водители))))
Добавлено через 1 минуту 57 секунд Цитата:
Бабы никогда не пропустят. Для них это унизительно, наверное.
Добавлено через 1 минуту 4 секунды GonzaleS, Оффтопик |
Последний раз редактировалось Ангара; 29.05.2014 в 00:30. Причина: Добавлено сообщение |
|
29.05.2014, 00:31 (23:31) | #14 |
Бывалый
Город: Москва
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 1,500
Поблагодарил(а): 3,587
Благодарностей: 12,771
Репутация:
14451
|
Цитата:
Бабы никогда не пропустят. Для них это унизительно, наверное.
п.с. ваще из той же оперы... почему курят в подъезде и в лифте |
29.05.2014, 00:32 (00:32) | #15 |
Езжу по ПДД
Город: Тверь
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 03.12.2010
Сообщений: 2,053
Поблагодарил(а): 4,858
Благодарностей: 3,204
Изображений в галерее: 4
Репутация:
4779
|
Цитата:
печально. но факт. НИКОГДА
|
Поблагодарили: | Black Jack (01.06.2014) |
29.05.2014, 00:49 (00:49) | #17 |
Новенький
Город: Владимир
Touareg NF 3.0 V6TDI Exclusive
Регистрация: 05.02.2014
Сообщений: 95
Поблагодарил(а): 15
Благодарностей: 89
Изображений в галерее: 7
Репутация:
89
|
Цитата:
Бабы никогда не пропустят.
да и транспортное средство на котором вы сами перемещаетесь влияет на окружающих, еду на старенькой тойоте жены хрен кто пропустит, пропускаю кого на трассе редко кто моргнёт "спасибо", как садишься в тур тут то тебя все и ВИДЯТ, УСТУПАЮТ, ПРОПУСКАЮТ моргают "спасибо" все как будто я им не просто дал дорогу а еще и поцеловал во все места. по поводу водителей то у нас самыми самыми "джигитами" считают ивановских |
Поблагодарили: | lisspy1 (29.05.2014), Челябинский Мужик (29.05.2014) |
29.05.2014, 01:28 (01:28) | #18 |
Инженер
Город: Санкт-Петербург
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 8,116
Поблагодарил(а): 45,012
Благодарностей: 38,830
Репутация:
52634
|
Цитата:
если учится ездить на матизе или на каком нибудь тазике, то шанс есть что пропустит, а если под "попой" что-то иксовое большое, тут-то ХРЕН вам "Держу БОГА за яйца мне некогда".
|
29.05.2014, 01:45 (00:45) | #19 |
Бывалый
Город: Москва
Touareg GP 3.0 V6TDI
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 1,500
Поблагодарил(а): 3,587
Благодарностей: 12,771
Репутация:
14451
|
Цитата:
А нужен враг в тылу? Пусть впереди катится, контролируемо
Добавлено через 5 минут 11 секунд Цитата:
если учится ездить на матизе или на каком нибудь тазике, то шанс есть что пропустит, а если под "попой" что-то иксовое большое, тут-то ХРЕН вам "Держу БОГА за яйца мне некогда".
проверено и дело не в бохатстве |
Последний раз редактировалось turovod; 29.05.2014 в 01:45. Причина: Добавлено сообщение |
|
29.05.2014, 05:02 (05:02) | #20 |
Почетный мембер
Город: Санкт-Петербург
Touareg 5.0 V10TDI
Регистрация: 24.08.2013
Сообщений: 2,768
Поблагодарил(а): 7,337
Благодарностей: 1,434
Репутация:
1534
|
Цитата:
класс/марка автомобиля имеет определяющее значение на дороге
|
Поблагодарили: |
|
|
|
|