|
|
|
29.09.2011, 23:36 (01:36) | #1 |
Бывалый
Город: без определенного
Touareg 3.2 V6
Регистрация: 06.10.2008
Сообщений: 1,886
Поблагодарил(а): 3,105
Благодарностей: 2,665
Изображений в галерее: 5
Репутация:
3551
|
Татьяна Лиознова умерла...
Скончалась Татьяна Лиознова – классик советского кино, автор фильмов «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны», ставших частью советской, а затем и российской массовой культуры. 29 сентября в возрасте 87 лет скончалась Татьяна Лиознова – советский режиссер, поставивший фильмы, ставшие классикой отечественной кинематографии. Лиознова родилась в 1924 году. Она окончила ВГИК, в котором училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой; она вспоминала, что сначала её приняли на актерский курс, но затем она добилась перевода и стала режиссером. Лиознова работала на студии имени Горького, была ассистентом Герасимова на «Молодой гвардии». Затем – черная полоса: её уволили как еврейку, она не смогла работать по специальности, и подрабатывала – ассистентом режиссера в театре, обозревателем в «Литературной газете». Но – выдержала. Свой первый фильм она поставила в 1958 году – это была «Память сердца» по сценарию Герасимова, история английского летчика, который во время войны оказался на территории СССР и был спасен русской учительницей (её роль сыграла Тамара Макарова). В ее не самой большой фильмографии – букет жанров: есть и сельская драма «Евдокия» (1961), музыкальная комедия «Карнавал», политический памфлет «Конец света с последующим симпозиумом», героические «Им покоряется небо» о летчиках-испытателях реактивных самолетов, драма «Рано утром», которую посмотрело 17 миллионов зрителей. У Лиозновой была своя, удивительная оптика, с помощью которой она – и зрители вместе с ней – смотрела на жизнь своих современников. Она виртуозно работала с «производственными романами», позволяя им вырасти в нечто большее, чем скучный соцреализм – в «Им покоряется небо» история из жизни летчиков оборачивается серьезной драмой, не лишенной внутреннего напряжения. Снятая в интерьере одного поезда картина «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе классика советской драматургии Александра Гельмана развернулась в историю о правде и неправде, честности и подлости. В глухом 1980 году эта работа стала настоящим телехитом и имела широчайший резонанс – не меньший, чем спектакли по пьесе, которые шли по всему СССР (сама Лиознова рассказывала, что даже друзья уговаривали ее не браться за эту работу, пугая последствиями). И были у неё два главных хита – снятые одна за другой две экранизации. «Три тополя на Плющихе» Лиознова поставила по рассказу Александра Борщаговского – незатейливая история о провинциалке (Татьяна Доронина) и неожиданной встрече в Москве с таксистом в исполнении Олега Ефремова; тему покорения столицы Лиознова еще раз поднимет в 1981 году, сняв «Карнавал» с Ириной Муравьевой. А в 1973 году на экраны вышли двенадцатисерийные «Семнадцать мгновений весны». Экранизация повести Юлиана Семенова о советском разведчике Штирлице получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а Лиознова – звание народной артистки республики и орден Октябрьской революции. Народной артисткой СССР она станет позже, в 1984 году, после «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавала». Цветную версию «Семнадцати мгновений весны», вышедшую в 2009 году, она всё-таки приняла – не сразу, но приняла. Правда, говорила, что при просмотре картины в цвете вспоминает съемочную площадку. Несколько лет назад, в одном из разговоров с корреспондентом «Парка культуры» Татьяна Моисеевна пожаловалась, что журналистов и публику в ее творчестве интересуют только подробности съемок знаменитого сериала; реже ее расспрашивают про знаменитые «Три тополя». «Я не так уж много сняла, – говорила кинорежиссер. – Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю». «Карнавал», кстати, Лиознова считала не менее сложной картиной, чем многосерийные «Мгновения» – во всяком случае, по организации съемок: это был едва ли не первый советский мюзикл, ей пришлось отсматривать множество танцевальных групп, ездить по всей стране, чтобы иметь возможность вписаться в их гастрольный график. Но описывала его иначе. «Карнавал» – фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя», – сказала она в интервью в 2004 году. |
|
|
|
|